Как видно из таблицы 3 налог на добавленную стоимость остается одним из основных источников дохода бюджета.
В то же время дальнейшее ужесточение фискальной политики может привести не к росту, а к существенному сокращению налоговых сборов в бюджет. В этих условиях бюджет развития лопнет, начнется цепная реакция остановки производств. Тогда придется резко менять курс экономической политики вообще и налоговой, в частности. В связи с этим предполагается провести эксперимент, направленный на стимулирование производительности.
Например: налоги для предприятий, не имеющих задолженности. Все, что будет заработано предприятием сверх установленной величины, не подлежит налогообложению. В этом случае появятся стимулы для роста производства, как у коллектива предприятия, так и у партнеров.
Одновременно с доходной частью реформировалась и расходная часть бюджета. Политика реформ в области расходования средств госбюджета включает такие направления, как:
) сокращение численности служащих бюджетных учреждений;
) рационализация предоставления услуг в секторах образования и здравоохранения;
) совершенствование и углубление системы адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения
) реформирование пенсионной системы с целью ликвидации задолженности по выплате пенсий и уменьшения бюджетных трансфертов в социальный фонд.
Расходная часть государственного бюджета за период 2005-2010 г.г. представлена в Таблице 2. В последние годы государственные расходы значительно сократились по отношению к ВВП. Так, общий объем расходов снизился с 28,5 % в 2005 г. до 22,2 % в 2006г., до 18,3 % ВВП в 2007 г., и до 15,5% в 2008г., и 13,7 в 20108г.(таблица 4)
Таблица 4 Государственный бюджет за 2005-2010 гг. (в млн. сом).
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Доходы, всего в том числе: |
2745,9 |
3933,1 |
5038,6 |
6011,6 |
1116,7 |
11680,5 |
Налоговые поступления в том числе: |
2432,2 |
2947,0 |
3847,3 |
4823,7 |
7772,3 |
8975,8 |
- подоходный налог |
287,0 |
288,2 |
318,3 |
404,6 |
659,4 |
691,6 |
- налог на прибыль |
433,2 |
372,1 |
349,6 |
452,3 |
526,2 |
422,3 |
- налог на добавочную стоимость |
739,8 |
1247,5 |
1733,1 |
1935,2 |
3922 |
5068,2 |
- акцизные сборы |
308,3 |
254,7 |
451,5 |
718,8 |
1279,8 |
962,7 |
- таможенные пошлины |
134,3 |
196,6 |
244,9 |
380,4 |
6029 |
6159,0 |
Неналоговые поступления |
258,5 |
524,8 |
804,6 |
990,7 |
1767 |
1972,4 |
Доходы от операций с капиталом |
0,4 |
275,7 |
126,5 |
89,6 |
0,45 |
0,900 |
Полученные официальные трансф. |
54,9 |
201,8 |
194,9 |
124,7 |
1627,9 |
731,3 |
Расходы, всего в том числе: |
4610,5 |
5202,4 |
6483,6 |
7084,6 |
11068,4 |
11004,7 |
Государственные услуги общего назначения |
339,9 |
579,5 |
834,5 |
947,9 |
1710,1 |
1818,2 |
Образование |
1064,9 |
1222,8 |
1475,3 |
1609,2 |
835,7 |
877,9 |
Здравоохранение |
627,4 |
732,9 |
876,6 |
944,8 |
470,8 |
546,3 |
Страхование и соцобеспечение |
915,4 |
884,9 |
1058,8 |
982,5 |
1486,0 |
1463,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
221,1 |
297,8 |
275,1 |
373,6 |
329,1 |
329,3 |
Организация отдыха и культурно-религиозная деятельность |
162,2 |
125,0 |
144,0 |
185,6 |
170,2 |
166,9 |
Транспорт и связь |
98,0 |
98,8 |
171,0 |
232,4 |
523,6 |
517,0 |
Прочие мероприятия |
1181,6 |
1260,7 |
1648,3 |
1808,6 |
3343,4 |
51,5 |
Дефицит (-) / профицит (+) госбюджета |
-1864,6 |
-1250,6 |
-1445,0 |
- 1073 |
-99,3 |
-675,7 |