Дефицит государственного бюджета значительно сократился за счет реформ в сфере налогово-бюджетной политики. В 2006 г. этот показатель составил 5,4 % ВВП, в 2007г. - 4,7 % ВВП, в 2008 г. - 3,1 % ВВП, в 2009г.-2% к ВВП, в 2010г. предполагается дефицит бюджета в размере -0,8% к ВВП (табл. 3).
Однако несмотря на наметившуюся положительную тенденцию сокращения дефицита бюджета, следует признать, что по прежнему существуют определенные трудности в проведении бюджетной политики государства.
Таблица 5 Расходы государственного бюджета Кыргызской Республики 2001-2008 млн. сом.
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Доходы |
2745,9 |
3933,1 |
5038,3 |
6011,6 |
6685,7 |
11167,7 |
11680,5 |
% к ВВП |
77 |
16,8 |
16,4 |
17,7 |
16,3 |
15,7 |
14,6 |
Расходы |
461,5 |
5202,4 |
6483,6 |
7084,6 |
7509,9 |
11068,5 |
11004,7 |
% к ВВП |
28,6 |
22,2 |
21,1 |
20,9 |
18,3 |
15,5 |
13,7 |
Дефицит |
- 1864,6 |
- 1269,3 |
- 1445,3 |
- 1073 |
- 824,2 |
-99,3 |
-675,7 |
% к ВВП |
11,5 |
5,4 |
4,7 |
3,1 |
2 |
-0,1 |
-0,8 |
В качестве фактора развития инфляции и роста обменного курса, действовавшего до недавнего времени, выдвигается резкое увеличение денежной массы при финансировании дефицита бюджета кредитами Национального банка. В 2007 г. Правительство отказалось от использования кредитов Национального банка для финансирования дефицита бюджета, тем самым продолжив политику минимизации инфляционного давления на экономику.